Сталин не увидел пагубности навязываемого народу коллек­тивизма. Он подчеркивал только его позитивные стороны и не хотел замечать негатива. Лэн Сяопин учел эти ошибки и не стал их повторять. Именно на частном интересе, на личной заинтере­сованности зиждется китайская теория «открытых дверей» при неизменной правящей роли компартии.

Не пересказывая содержание заметок, а хочу елико возмож­но откровенно высказать свою точку зрения на китайский фено­мен. В связи с этим полезно, мне думается, обратиться к вопросу о роли личности в истории.

Нет сомнения, что не случись такой быстрой смерти Ленина на заре построения социализма, страна пошла бы по совершенно ино­му, более прагматичному пути, чтобы построить «нечто действи­тельно образцовое, способное внушать всякому и каждому ува­жение и не только потому, что чины и звания этого требуют».

Лучше бы помедленнее, предупреждал Ленин в своей после­дней статье «Лучше меньше, да лучше», — не надо жалеть вре­мени и надо затратить много, много, много лет, лучше через два года или даже через три года, чем второпях.

А как поступил Сталин? Он строил свою стратегию и тактику на голом энтузиазме масс, на лозунгах «Пятилетку — в четыре года», на ликвидации кулачества как класса, на сплошной и быс­трой коллективизации крестьянства. Темпы, темпы и еше раз темпы! — требовал вождь и выдвигал перед народом такие за­дачи, которые выполнялись ценою массовых репрессий и ничем н ео п ра в да н н ы х же ртв.

Все это достаточно хорошо известно, но вот что хочется под­черкнуть особо: политика и стратегия Ленина были прагматичны и нравственны. Культ личности Сталина породил безнравствен­ность и неверие в возможность построения коммунизма.

Вожди, пришедшие на смену Сталина, к сожалению, не отли­чались ни мудростью, ни высокой нравственностью…

А теперь об альянсе китайских коммунистов и капиталистов, про­анализированном в «Улыбке…» достаточно глубоко и объем но/Я, как и автор рассматриваемых заметок, не верю, что под партий­ным прессом характер капитала может эвалюиионизировать, неве- лироваться, идейно переродиться. Элементарный человеческий эго­изм («своя рубашка ближе к телу») не позволит развиваться событиям именно в таком направлении. Правда, автор упоминает, что XVI съезд компартии Китая, допустив принятие в свои ряды ка­питалистов, в тоже время постановил, что «всех разложенцев нуж­но выводить на чистую воду и сурово карать без всяких снисхожде­ний». И от себя добавил: «А уж карать в Китае умеют».