Что будет, если в Москве не остается трудовых мигрантов, которые будут заниматься низкоквалифицированной работой, например, в современных магазинах в качестве грузчиков, мойщиков и других специалистов по тем работам, которые не привлекают среднестатистического москвича?

В этом случае, как считают эксперты, у предприятий будет всего два выхода. Они могут либо поднимать заработную плату для местных жителей или рассчитывать на то, что рабочая сила прибудет не из соседних стран, а хотя бы из регионов, где оплата подобных услуг может быть в разы меньше, чем в столице. Но при этом стоит помнить, что приезжие из регионов будут нуждаться в значительно более комфортных условиях для проживания. Их, наверное, не будут устраивать условия, когда в одной комнате живет несколько десятков человек.

Да и уровень заработной платы всё же придется повысить. Но именно траты на жилье в  Москве являются самой большой статье расходов при  найме работников.  Но даже  в том случае, если правительство сможет значительно повысить заработные платы на линейных должностях – это не может автоматически означать того, что  весь штат будет полностью укомплектован, так в городах сегодня наблюдается недостаток именно в среде низкоквалифицированной рабочей силы.   В больших городах люди зачастую не хотят становиться рабочими без навыков, они стремятся заработать не руками, а головой, используя свои профессиональные навыки, полученные в ходе обучения в учебных заведениях разного уровня.
Изменение цен на продукты тоже будет неизбежным следствием отказа от рабочей силы со стороны иммигрантов из стран ближнего зарубежья. В столице очень высока плотность торговли – это ни для кого не секрет.

Поэтому все пытаются завлечь покупателя низкими ценами  высоким качеством предоставляемых услуг.  Если же у конкурентов будет наблюдаться повышение заработной платы, т, соответственно, расходы тоже будут расти пропорционально.  И всем нам в итоге придется совместными усилиями решать возникшую проблему всеми доступными способами.  Покупателям придется оплачивать в  результате все изменения, так как именно они остаются последним звеном в цепочке. Они станут больше отдавать своих денег, чтобы оплатить работу неквалифицированных работников.
Сети в ценовом отношении могут вести себя по-разному. Все зависит от их стратегии и бюджета. Например, иногда заработная плата сотрудников оказывается незначительной в сравнении с расходами на коммунальные услуги или аренду помещений. Поэтому она может относиться к разряду издержек, а значит, существенного подъема цен в магазине ожидать не приходится.

Если у организации используется стратегия низких цен, то, скорее всего, она так и будет придерживаться этой политики, ища другие возможности для экономии. «Ашан», например, пользуется услугами только «чистых» иммигрантов, которые заключают с ними договора через специализированное агентство.  Даже в том случае, если общие расходы на их услуги увеличаться, разница не будет заложена в стоимость продуктов.

Такая политика позволит увеличивать расходы на заработные платы только в крупных магазинах. Если же говорить о небольших торговых точках, то в них, как правило, именно заработная плата продавца становится одной из главных статей расходов, а значит, в таких магазинчиках цены «поползут» вверх, что не понравится местным жителям.
Но все же придется чем-то жертвовать, чтобы получить в итоге город, который позволяет работать «местным» жителям, а не приезжим.