Международные договоры в области прав человека устанавливают взаимные обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод. При разработке норм этих договоров государства не уточняют содержания многих понятий, ибо исходят из того, что существуют взаи­моприемлемые общедемократические их толкования. Более конкретно правовое положение индивида в стране определяется ее внутренним за­конодательством, однако с учетом взятых на себя данным государством международных обязательств по договорам и общепризнанных принци­пов и норм международного права. Национальное законодательство каждого государства предусматривает объем прав, их реальное содер­жание и гарантии осуществления. Этим главным образом и объясняется тот факт, что объем и конкретный характер прав человека в разных стра­нах не одинаковы. Как и в других областях международного права, в области прав человека каждому государству принадлежит свобода выбо­ра форм трансформации норм международных соглашений во внутрен­нее право, конечно, при условии, что эти формы не препятствуют выпол­нению международных обязательств.

Гуманитарная часть всеобъемлющей международной безопасности в силу наслоений прошлого, идеологических различий, характера проб­лем (соотношение международных норм и внутреннего законодательства и практики), стереотипов, традиций и т.д. представляется наиболее слож­ной сферой для утверждения основ конструктивного и делового между­народного сотрудничества. Поэтому необходимо провести своего рода инвентаризацию сложившегося механизма межгосударственных отно­шений в этой области, возможную переоценку ценностей, что позволило бы двинуться дальше. Валено это и потому, что упомянутый механизм подчас складывался стихийно, а в прошлые годы был ареной скорее конфронтации и взаимной «перепалки», чем сотрудничества.

Существующие в данной области документы представляют собой достаточную международно-правовую базу для обеспечения всех основ­ных прав человека. Однако при этом возникает проблема повышения эффективности многих международных соглашений.