Примерами институционных соглашений универсального характера могут служить Статут Международного бюро по образованию 1929 года, а также Международное соглашение об учреждении Университета мира’, принятое Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1980 г. С начала 60-х годов успешно действует Учебный и исследовательский институт Органи­зации Объединенных Наций (ЮНИТАР).

Важным международным актом в области образования явилась Кон­венция об оплачиваемых отпусках для получения образования, приня­тая в рамках МОТ в 1974 году. Участвующие в ней государства должны содействовать предоставлению отпуска для получения общего, специаль­ного и профсоюзного образования. В отпуске не может быть отказано на основании критериев расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального или социального происхождения. Срок от­пуска для получения образования включается в стаж для получения пенсий и пособий. Положения конвенции дополнены, как это принято в МОТ, рекомендацией, развивающей ее договорные положения. Важным региональным соглашением в области образования является ратифициро­ванная СССР Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о выс­шем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы 1979 года.

Возможности и достижения сотрудничества в области образования в региональном плане демонстрирует хельсинкский процесс. В Заклю­чительном акте Совел Дания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписавшие его стороны зафиксировали свое желание укреплять связи между учебными учреждениями и поощрять сотрудничество между ни­ми, содействовать более широкому знанию иностранных языков. Сторо­ны подтвердили свою готовность к установлению непосредственных договоренностей между высшими учебными заведениями, контактов и связей между деятелями образования. Было решено улучшать доступ для студентов и преподавателей в учебные учреждения друг друга, со­действовать поездкам студентов и преподавателей в другие государства – участники Заключительного акта для учебы и преподавания, предостав­лять в этих целях стипендии и вырабатывать программы сотрудничества. Взаимное признание ученых степеней и дипломов стало возможным не только на основании межправительственных соглашений, но и в рамках договоренностей между вузами. В Заключительном акте содержатся развернутые положения об изучении иностранных языков и цивилиза­ций. Предусмотрены обмен опытом относительно методов обучения, сот­рудничество в области педагогической науки. Большое внимание сторо­ны будут уделять совершенствованию образования для взрослых. В ходе Мадридской встречи участников Хельсинкского совещания были выдви­нуты новые идеи: о доступе к архивам, содействии деятельности моло­дых ученых и расширении преподавания менее широко изучаемых евро­пейских языков.