Именно через взаимное ознакомление народов с устремлениями, образом действий, мыслей и чувств друг друга, через совместные науч­ные и социальные усилия пролегает новый путь к созданию безопасного, все более взаимозависимого и целостного мира. Это направление гло­бальной не только в смысле географического охвата, но и всепроникаю­щей «предметной» интеграции способно открыть перед человечеством гарантированные возможности выживания в условиях большей свободы. Развитие миротворческого потенциала сотрудничества в рассматривае­мых областях в возрастающей степени обеспечивается расширением и углублением контактов и обменов по проблемам, стоящим перед чело­вечеством в научной, культурной, медицинской областях.

Хотя традиции заключения международных соглашений в области образования, науки, искусства, здравоохранения уходят в историческом их измерении в глубь веков, накопленный нормативный массив привле­кал внимание науки международного права в несравненно меньшей степени, чем другие сопоставимые по объективной значимости области. Наиболее универсальным нормативным слоем, охватывающим все на­званные сферы, являются права человека. Именно права на свободу научного и артистического творчества, на образование и наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья могут пре­тендовать на статус ведущих принципов сотрудничества государств в рассматриваемых областях.

В существующем нормативном массиве выделяется также слой, представленный соответствующими положениями уставов универсаль­ных международных организаций, где закреплены важные начала озна­ченного международного сотрудничества, равно как и взаимодополняю­щие нормы соглашений, принимаемые в рамках международных органи­заций. Наряду с этим важную организующую роль играют пред правовые международные акты – декларации международных конференций и программы деятельности международных организаций. Все вышеназванное характеризуется концептуальностью, высокой сте­пенью обобщенности предписываемых правил поведения государств.

Иначе обстоит дело со многими соглашениями глобального уровня, посвященными конкретным вопросам научного, образовательного, здра­воохранительного и артистического сотрудничества: спорадический, зачастую взаимно не связанный характер проблем, по мере их возник­новения регулируемых соглашениями, свидетельствует об отсутствии системной договорной политики в рассматриваемых областях. Этого нельзя сказать о региональном сотрудничестве: в его наиболее развитых формах рельефно просматривается динамика формирования единой для региона культурной, научной, образовательной, артистической поли­тики и жизни, находящая соответствующее отражение в тематике и ха­рактере принимаемых международно-правовых актов.