Эти тайны получили название arcana imperii; термин происходит от латинского глагола агсеге, «закрывать», «запрещать доступ к»; еще лучший перевод предложил Эрнст Канторович — «государственные тайны». Понятие arcana imperii имеет долгую и почтенную генеалогию, восходящую к использованию этого термина у Тацита и к тому, что описывается у Аристотеля как sophismata или kryphia власти. Хотя это понятие играло не

которую роль в Средние века, оно попадает в центр интенсивных дискуссий в XVI-XVII веках. Причина в том, что сочинения Макиавелли наполнили понятие arcana новым весьма драматичным содержанием; откровенное признание Макиавелли, что государь порой вынужден творить зло — что он должен, согласно знаменитой формулировке, entrare nel male, necessitate> — отныне становится парадигматическим содержанием понятия arcana. Это обстоятельство фиксирует уже Жан Боден в сочинении 1566 года «Methodus ad facilem historiarum cognitionem» («Метод легкого изучения истории»), указывая, что Макиавелли был первым, кто вновь поставил вопрос об arcana: «спустя 1200 лет, на протяжении которых варварство предало все забвению».

Наиболее поразительные и наиболее ценные для нас утверждения об arcana imperii были высказаны Габриэлем Нодэ и Луи Машоном. Свои взгляды на arcana Нодэ (1600-1653) изложил в сочинении 1639 года «Considerations sur les coups detat» («Размышления о государственных переворотах»). Он подчеркивал, что coups detat — его термин для действий государя, относимых к arcana, — не просто достойные сожаления, но в целом общепринятые поступки, например: убийство военнопленных, когда плененных оказывается слишком много; шпионаж или неблаговидные проступки государя. По словам Нодэ, всему этому можно дать рациональное объяснение и оправдать с точки зрения права.