В этом отношении прототипом является складывающаяся структура Европейского союза. Если для Соединенного Королевства, возможно, имеет смысл сосредоточить принятие некоторых решений в Брюсселе, то есть смысл и в том, чтобы передать принятие других решений региональным парламентам Шотландии и Уэльса, и даже местным администрациям.

Я детально рассмотрел этот вопрос в другом месте. Здесь достаточно заметить, что с демократической точки зрения цель должна состоять в перекройке принятия решений, с тем чтобы лучше обеспечить участие тех людей, чьи интересы действительно затрагиваются принимаемыми решениями, исходя из строгой презумпции включения, распространяющейся на тех, чьи жизненно важные интересы являются предметом конкретной процедуры принятия решения. Помимо разукрупнения решений t   среди различных групп граждан для различных типов решений,

этот подход также предполагает, что не граждане должны часто голосовать по конкретным проблемам — вопреки принятой во многих странах практике лишения избирательного права рабочих иностранцев и других не граждан, проживающих в данной стране длительное время. Возможно, есть основания не торопиться с предоставлением им гражданства, но при этом не следует отказывать им в праве голоса в том, что касается уплачиваемых ими налогов или управления в школах, где учатся их дети. Конечно, людей, по поводу основополагающих интересов которых выносятся решения, игнорируют во многих сферах. И все же принцип затронутого интереса полезен даже в этих случаях. Он предполагает, что решения, принятые в таких областях, будут недостаточно легитимны, и указывает путь к тем типам реформ, которые сделают их более легитимными. Кроме того, движение в направлении мира, управляемого принципом затронутого интереса, может происходить небольшими шагами. В некоторых областях оно может столкнуться с непреодолимыми препятствиями, но все же оно может быть продолжено в других областях.

Основные трудности будут связаны с определением лиц, которые затронуты конкретным решением, и того, насколько они им затронуты, а также с тем, кто должен определить, какие утверждения о затронутой этим решением следует принять к сведению. Конечно, это серьезные трудности, но в защиту нашей позиции надо привести два соображения.